Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

Советы родителям и педагогам

Дата: 27 декабря 2013 в 10:10, Обновлено 28 февраля в 15:53

Эти трудные буквы…….КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ, ЕСЛИ ОН ЗАБЫВАЕТ, ПУТАЕТ, НЕПРАВИЛЬНО ПИШЕТ БУКВЫ?

1. Различает ли ваш ребенок понятия «слева» и «право»?

Ребенок должен уметь правильно задания: покажи свое правое ухо,

левую ногу, и т.д; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.

Если ребенок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие несформированных понятий «слева» и  «права».

 2. Чтобы помочь ребенку  легче   запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:

 •Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см),ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует (или это делает взрослый, а ребенок опять раскрашивает ) предметы, в названии которых первая буква для него трудная.

•Лепка ребенком буквы из пластилина.

 •Вырезание ребенком буквы по контору, нарисованным взрослым.

 •«Написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приемом постоянно, то в случае затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе – и ребенок мгновенно вспомнит ее )

 •Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок. Это запоминается им лучше, чем какие -то сравнение взрослых, да еще в стихотворной форме.

 •Конструирование(складывание) букв из элементов, вырезанных из картона.

 

Реконструирование букв, то есть как бы «переделка » одной буквы в другую.

  •Достраивание»  букв путем добавления к ним недостающих элементов.

 •Нахождение «спрятавшихся » букв в так называемых «совмещенных буквах». Ребенку предлагается определить, сколько и каких  букв  «спряталось»  в каждой фигуре

 

Письмо буквы по контору, нарисованным взрослым.

 •Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

 •Обводка буквы, изготовленной из наждачной бумаги.

На заключительном этапе работы можно перейти, наконец, к письменным упражнениям.

Полезно письмо смешиваемых (или искаженных букв)  под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит.

После исчезновения ошибок  при записи отдельных букв можно переходить к письму под диктовку слогов, а затем и слов с этими же буквами. Перед  записью каждого слога и слова ребенок обязательно должен сказать, какую из  «сомнительных» он собирается написать и из каких элементов она состоит.

Такие предварительные « отчеты»  очень важны для предупреждения ошибочного написания букв

  

ЗЕРКАЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ БУКВ

 Зеркальное написание букв чаще всего свойственно детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили » на правую. Эти дети  часто пишут отдельные буквы, а нередко даже и строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

1. Начинать надо с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки.

2.Учим ребенка ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают  у него умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу  и т.д. Для закрепления этих понятий можно попросить ребенка показать, например, правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо и пр.

 3.Развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета его правой и левой стороны. Ребенку задаются многочисленные вопросы о местонахождении различных предметов.

 4. Работа с рисунком, на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы.

 *В каждой паре букв показать правильно написанную букву.

 

 * Рассказать как можно «переделать» зеркальную букву в правильную.

* Тонким карандашным штрихом (который можно легко стереть) зачеркнуть все зеркально написанные буквы.

*Перевести оставшиеся не зачеркнутыми (то есть правильно написанные) буквы из печатного шрифта в рукописный.

После этого можно переходить к письменным заданиям.

*Письмо под диктовку отдельных букв, затем слогов и  слов с этими буквами.

Основной принцип работы всех письменных упражнений, состоит в том, чтобы в процессе их выполнения вообще не допускать ошибок, а не исправлять уже сделанные. 

Гастрономические логопедические игры.

Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!

1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.

 2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.

 3. Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!

4. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.

5. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.

 6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.

 7. Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.

8. Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.

9. Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.

    

   

    

   

 

Консультация для педагогов и родителей

Простыми словами о непростой речи

Прежде чем мы с вами начнём разбираться в азах дефектологии, давайте познакомимся с нашим речевым аппаратом. У многих из нас сформировалось стойкое мнение, что речевой аппарат, это, собственно, язык, губы, может быть, ещё и щёки. На самом деле он состоит из двух взаимосвязанных между собой частей: регулирующей и исполнительной. И если какая-то из частей нарушена, то и речь в целом будет страдать.

                                                    

Локализация основных функций в коре головного мозга:
1 - двигательный центр; 2 - чувствительный центр; 3 - центр зрения; 4 - центр слуха; 5 - моторный центр речи; 6 - слуховой центр речи.

           Регулирующий речевой аппарат находится в головном мозге, он состоит из коры головного мозга (как правило, левое полушарие), подкорковых узлов, проводящих путей и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. В регуляции речевой деятельности принимают участие лобная, височная, теменная и затылочная доли головного мозга.  Какие же функции они выполняют?

     Лобные извилины принимают участие в образовании устной речи, это область, где зарождаются движения органов речи. Височные извилины отвечают за восприятие и понимание чужой речи. Теменная доля связана с распознаванием и уточнением поступающей речевой информации. Затылочная доля принимает участие в восприятии рисунков, чертежей, букв и позволяет обучаться чтению и письму. 

    От головного мозга отходят нервы, обеспечивающие нервными импульсами мышцы лица, гортани, голосовых складок, языка, глотки и других органов.

Исполнительный речевой аппарат состоит из трех отделов: 

Дыхательный

Голосовой

Артикуляционный

К этому отделу относятся грудная клетка, легкие, бронхи и трахея.

Состоит из гортани и находящимися в ней голосовыми складками. Гортань напоминает широкую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Сверху гортань переходит в глотку, снизу переходит в трахею.

У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще, чем у женщин; их длина соответственно 20-24 мм и 18-20 мм. У детей гортань мала, и она растет в разные периоды неравномерно. Ощутимо гортань вырастает в возрасте 5-7 лет, а затем в период полового созревания: у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 13-15 лет. В это время размеры гортани увеличиваются, голосовые складки удлиняются.

Основными органами, формирующими звуки речи, являются язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое небо.

  Произношение звуков невозможно без дыхания. Речевое дыхание отличается от обычного своей преднамеренностью. При молчании человек дышит автоматически, а при пении или речи вдох и выдох совершаются при активном участии диафрагмы и брюшного пресса. В обычном состоянии длительность вдоха и выдоха почти одинаковая, во время речи выдох длится значительно дольше вдоха. Сила голоса, качество речевых звуков во многом зависят от того, насколько ребенок может управлять своим выдохом: его продолжительностью, силой, возможностью концентрироваться на произнесении отдельных звуков, слогов, слов. Поэтому очень важно вырабатывать правильное речевое дыхание, делать с малышом дыхательную гимнастику. Эти упражнения будут полезны не только ребенку, но и родителям.  Как же происходит образование голоса?

      Голос образуется в результате того, что воздух, выталкиваемый под давлением из легких, на своем пути встречает сопротивление в виде сомкнутых и напряженных голосовых складок. Воздушная струя заставляет их вибрировать. В результате чего движение струи выдыхаемого воздуха превращается в колебание воздуха, которое воспринимается нами как звук голоса.

Возникающий в гортани звук имеет ряд признаков. 

Высота

Громкость

Тембр

Зависит от частоты колебаний голосовых складок и их напряжения.

Управляется произвольно.

Является важной характеристикой качества голоса и зависит от строения гортани, особенностей глотки, ротовой и носовой полостей.

Источником образования звуков речи служит струя воздуха, идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Многие звуки образуются с помощью голоса. Звуки речи возникают в ротовой и носовой полостях; эти полости разделяет небо, передняя часть которого - твердое небо, а задняя часть - мягкое небо, заканчивающееся маленьким язычком. Главную роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря подвижности органов - губ, языка, мягкого неба, маленького язычка.

                                             

Органы артикуляции

            Самый важный орган артикуляции - язык. Он состоит из мышц, идущих в разных направлениях, поэтому он может производить разнообразнейшие движения. У языка есть кончик, спинка (передняя, средняя и задняя ее часть), боковые края и корень.  При помощи языка образуются все гласные и почти все согласные звуки, поэтому от того, каков у человека язык, во многом зависит качество произношения и чистота речи. Важная роль в образовании звуков речи так же принадлежит нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому небу, альвеолам (бугоркам у верхних зубов).

            Вот мы и узнали - как возникает человеческая речь и какой это сложный многоплановый процесс. речевой информации. Затылочная доля принимает участие в восприятии рисунков, чертежей, букв и позволяет обучаться чтению и письму.

   

           УВЫ, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то буквы, только при записи его в первый класс.  И тогда начинается муштра, ежедневные занятия и с врачом, и дома, лишь бы успеть "подтянуть" ребенка до сентября. Но, во-первых, это такая нагрузка на детей - за 3 месяца освоить то, чему надо было учиться 5-6 лет. А во-вторых, таких проблем можно было бы избежать, если родители хотя бы раз в год приходили с ребенком к логопеду. Потому что только специалист вовремя увидит нарушения в развитии речи у малыша. Это может быть дислалия - нарушение произношения отдельных звуков. Фонетико-фонематические нарушения - когда ребенок не только произносит, но и воспринимает неправильно звуки родного языка.

          И, наконец, общее недоразвитие речи, когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика, бедный словарный запас и отсутствует связная речь".

Что должен уметь ребенок

            В 3 года малыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и умел донести до других свои мысли. Если ребенок в состоянии выполнить ваши нехитрые просьбы, а вы понимаете его, несмотря на кашу во рту, - все в порядке. Помощь специалиста нужна трехлетним молчунам и тем малышам, которым неясны самые простые ваши требования.

          В 4 года ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние. Кстати, для мам и пап это своеобразный критерий "правильности" развития их сына или дочки. Родители привыкают к неправильной речи своих детей, и мама, конечно, сможет "перевести" детский язык на взрослый. Но если воспитательница в саду или сосед по несколько раз переспрашивает вашего малыша, возможно, ему нужно позаниматься с логопедом.  

         В 5 лет ребенок еще может не выговаривать букву "р". А в 6 лет, перед школой, считается нормой правильное произношение и использование падежей, умение связно и грамотно говорить.  

  Советы логопеда  

           ОЧЕНЬ часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую. Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

          В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.

        Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.

Консультация для родителей

О роли родителей в развитии речи ребенка

- Ты, посмотри, вот Лика, соседская девочка, как говорит хорошо, не остановишь! А мой, хоть ей и ровесник, а говорит так, словно каша во рту!

Достаточно часто приходится слышать от родителей подобного рода высказывания с нотками неудовольствия и раздражения. А откуда берётся "каша во рту"? Как самостоятельно помочь ребенку овладеть правильной речью? На что следует обратить внимание? На эти вопросы мы и попытаемся сегодня ответить.

"Каша во рту" может быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы это предупредить, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы и вовремя обращаться за консультацией к стоматологу. Так же искажённое звукопроизношение может быть следствием нарушенного мышечного тонуса артикуляционного аппарата. И тут уже необходима консультация учителя-логопеда, дефектолога и психоневролога.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно их лечить.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Так же вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2-3 года учить правильно произносить звуки [ш], [ж], [р]), читать художественные произведения, предназначенные детям более старшего возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова. Нередко причиной неправильного звукопроизношения является подражание ребенком неправильной речи взрослых, старших братьев, сестер, сверстников, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания ("бибика", "ляля", "ням-ням" и т.д.) Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по звуко-слоговому составу. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда процесс становления и автоматизации не закончен.

Некоторые нарушения детской речи возможно скорригировать только при помощи специалистов, учителей-дефектологов. Но ряд недостатков возможно исправить и в домашних условиях. В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, слово, но под час делают это с насмешкой или раздражением. К исправлению речевых ошибок надо подходить весьма осторожно. Ни в коем случае не ругайте  его за плохую речь и не требуйте от него немедленного верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово, лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. В том случае если ребенок допустит ошибки, не следует его перебивать, предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже исправьте его ошибки.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Порой на них трудно сразу найти правильный ответ. Но отмахиваться от вопросов ребенка не стоит. В этом случае можно пообещать дать ответ позже, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), за это время вы сможете подготовиться к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит, в лице родителей, интересного для себя собеседника и будет стремиться к общению.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Примером создания такой обстановки может послужить полный или хотя бы частичный отказ от просмотра телефильмов и телепередач в присутствии ребенка, исключение, пожалуй, может составлять детская передача "Спокойной ночи малыши" и только в качестве подготовки ко сну. И как замечают сами родители, общение с ребенком становится более длительным, осознанным и наполненным развивающими играми, занятиями, совместным творчеством.

                                                                                          

 

Вечный вопрос: что делать?

Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия?

Прежде всего: не падать духом.

      Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком.

       Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов.

Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы).

   Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.

     Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. 5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

РЕКОМЕНДАЦИИ  РОДИТЕЛЯМ  УЧАЩИХСЯ 1-х  КЛАССОВ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В I ПОЛУГОДИИ 

 

В работе над звуковым анализом используется 3 периода:

 Работа над звуковым составом слова.

Цель – формирование звукового анализа слова на определённых типах простейших звуко- слоговых структур (односложные и двусложные слова).

Объяснить:   · что слово состоит из звуков;

                      · каждое слово требует определённой последовательности звуков;

                      · учить выделять гласный звук, стоящий под ударением.

Схема работы над звуковым составом слова:

Назвать слово;

Определить последовательность и количество звуков в слове;

Гласные и согласные звуки;

Выделить ударную гласную.

 

2. Задача 2-го периода: - научить слогоделению;

  - научить пользоваться словами более сложной звуко-

                                                     слоговой структуры (2-х, 3-х сложные со стечением со-

                                                     гласных).

Схема работы над слоговым составом слова:

Назвать слово;

Определить количество и последовательность слогов;

Выделить гласные в слове;

Вспомнить правило слогоделения;

Определить ударный слог (из предъявленных картинок найти такие,

в названиях которых 3 слога, но ударный – 1й, 2й, 3й);

                 -    Самостоятельно придумать слово по заданной схеме.

 3. Задача – формирование у учащихся звуко-слогового анализа слова.

Схема работы над звуко-слоговым составом слова:

Назвать слово;

Определить его звуко-слоговой состав (количество и последовательность звуков и слогов);

Определить ударный слог.

 В конце подготовительного периода – контроль:

составить звуко-слоговую графическую схему слова;

выделить количество и последовательность слогов и звуков;

выделить гласные;

выделить мягкие согласные;

15 картинок с названием слов различной структуры;

самостоятельно придумать слова к предложенным схемам;

дополнить слоги до полного слова;

определить ударения.

 Консультация для родителей

Ребенок из Зазеркалья
Что такое леворукость? Как распознать, что ребёнок- левша?

Так и есть. Я всё делаю левой рукой.
И это значительно удобнее, чем правой рукой.
Губарев В. Г. “Королевство кривых зеркал”

Дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки! Вы неоднократно наблюдали за действиями своего ребенка, который за день перебирает десятки предметов, тянет их в рот, бросает, носит с собой. И попеременно орудует то левой рукой, то правой рукой, а то и обеими сразу. Но до 4,5-5 лет ребёнку совершенно безразлично, какой рукой пользоваться.
   А если он отдаёт предпочтение одной руке и эта рука - левая? “Неужели наш ребёнок - левша?” - задаёте вопрос и серьёзно опасаетесь и огорчаетесь, как же он будет в праворуком мире?
   На этих страничках  я попробую рассказать вам о том, какие, они леворукие дети, в чём их особенность, как определить, левша ваш ребёнок или нет, надо ли переучивать такого ребёнка и какие сложности могут возникнуть при этом.
   О леворукости мы знаем много и... почти ничего. У нас нет пока чёткого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости. Ещё не открыты загадки её происхождения, мы очень мало знаем о психологических и физиологических особенностях леворуких людей, но с уверенностью можно сказать, что леворукость- это индивидуальный вариант нормы.

Природа леворукости: теории и гипотезы

   В данное время важность обозрения проблемы леворукости основана на постоянно растущем числе леворуких школьников.
   Попытки объяснить леворукость имеют долгую историю. Уже в древности люди знали, что среди них есть леворукие, но не считали это каким-то нарушением. Первое письменное свидетельство о леворукости мы находим в Библии, в Книге Судей Израилевых. В войске Вениамина “из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращи камни в волос, не бросали мимо”, т. е. леворукие были ловкими, меткими, умелыми войнами.
   Теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на 2 группы:
– воздействие среды на развитие ребёнка до и после рождения;
– различные генетические варианты.
   Чаще встречается генетическое левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но установлено, что леворукость в 10-12 раз чаще встречается в семье, в которой левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей не может быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием.
   Компенсаторное левшество связано с каким-либо поражением мозга, чаще его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребёнка соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, при письме. У ребёнка с нарушением деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики. Но левшество - не причина нарушений, а следствие одних и тех же причин. 
   Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. К определённому возрасту (4-5 лет) у ребёнка какое-то полушарие формируется, как доминантное по отношению к данной руке. Но такая особенность мозга, как пренатальная или перинатальная недостаточность стволовых образований мозга, приводит к атипии психического развития, которая, в свою очередь не даёт формироваться межполушарному взаимодействию, ни специализации полушарий. Таким образом у детей с атипией психического развития не формируется доминантность правого или левого полушарий по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость либо, что встречается чаще, примерно равное использование обеих рук.
   Кроме перечисленного, возможно развитие у детей так называемого “скрытого левшества”, т.е. смена доминирующего полушария. Момент смены является критическим периодом, когда основные функции ЦНС равномерно распределены между полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей условно называют “психическими” или “скрытыми” левшами - их признак левшества не связан с доминированием левой руки.
  В последние годы многие исследователи склоняются к тому, что в основе леворукости лежит комплексное сочетание патологических, генетических и социальных факторов.
Определение леворукости

Определять ведущую руку целесообразно в 4-5 лет, потому что, начиная с 16-20 недель и до 2-х лет, у ребёнка происходит волнообразное изменения “рукости”. С 2-х до 4-х лет руки практически равноценно и одинаково активны, причём большая часть действий совершатся обеими руками. И только в возрасте 4-5 лет ребёнок отдаёт предпочтение одной из рук.

Но существуют некоторые признаки преобладания одной из рук в деятельности, которые можно уловить уже в раннем возрасте. Сила, с которой ребёнок сжимает кулачок правой руки будущего правши больше, чем левой руки, уже в возрасте 17 недель. Чуть позже он будет дольше удерживать в правой руке погремушку. Прогноз будущей леворукости или праворукости дает, так называемый, тонический шейный синдром. К 4 неделям ребенок, лёжа на спине, принимает характерную позу, называемую позой “фехтовальщика”. Если большую часть времени голова малыша повёрнута вправо, правая рука и нога выпрямлены, а левая конечность согнута, то, вероятнее всего, малыш будет правшой. Преобладание левого поворота головы и одновременно согнутых правых конечностей даёт возможность прогнозировать леворукость.
Предлагаю вашему вниманию несколько тестов на определение “рукости” ребёнка.

·  “Переплетение пальцев”. 
Предложите ребёнку сложить руки в замок. Тест выполняется быстро без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, а у левшей - левый.

·  “Поза Наполеона”.
Сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

·  “Одновременное действие обеих рук”. 
Рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, - более чёткие, ровные, меньше выражен тремор, углы не сглажены, точки соединения не расходятся. 
Желательно выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется не ведущей рукой.


Интересными являются тестовые задания, разработанные М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Они подобраны с учётом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного возраста. Для того, чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие рекомендации:
– лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть;
– это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.
Задание 1.
Рисование. Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш. Предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите его. После того, как ребёнок закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой.
В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.
   Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия.
Задание 2.
Открывание небольшой коробочки. Ребенку предлагается несколько коробочек, чтобы повторение действий исключило случайность в оценке этого теста. Задание: “Найди фигуру в одной из коробочек”. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Можно использовать спичечные коробки, пеналы со счётными палочками.
Задание 3.
Построить колодец из палочек. Сначала из палочек строится 4-х угольник, а затем выкладываются 2 и 3 ряды.
Задание 4.
Игра в мяч. Нужен теннисный мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно попросить бросить мяч, например в корзину, ведёрко.
Задание 5.
Вырезание ножницами по контуру. Можно использовать любую открытку. Учтите, что более активной может быть и та рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку (ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания). Вы можете получить неверный результат, если форма и размер ножницы не соответствуют руке ребенка. 
  Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото. Все карточки (10-15) ребёнок должен взять в одну руку, а другой (это, как правило, ведущая рука) раскладывать карточки. Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола пред ребёнком и только после этого ещё раз сформулировать задание: “Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их пред собой”.
Задание 6.
Нанизывание пуговиц, бусин на иголку с ниткой или шнурок.
Задание 7.
Выполнение вращательных движений. Предложить открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающими крышками.
Задание 8.
Развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узелков из шнурка средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.

 

Задание 9.
Построить из кубиков дом и т.д. Ведущей является рука, которая берёт, укладывает и поправляет кубики.
Проанализируйте результаты.
Если задания 2-9 ребёнок выполняет левой рукой, а за 1 (рисование) - правой рукой, то это значит, что бытовые действия ребёнок лучше выполняет левой рукой, а графические задания - правой.В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой при выполнении графических навыков.
   Исследования французских учёных показали, что 90 % случаев “графические левши” оказываются и бытовыми левшами. Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и графических навыках. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма, поэтому, дорогие читатели, хочу остановиться на некоторых возможных вариантах.

Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило - эти дети левши, но дома или в детсаду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдёт легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество может быть неудовлетворительным.

Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково левой и правой. Причиной пользования при письме или рисовании не правой, а левой руки, может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребёнка писать правой рукой.

Если предыдущих заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой действует ребёнок более активно и ловко, то предлагаю вам дополнительные задания. Их автор - французская исследовательница М. Озьяс.

Почистить обувь щеткой.

Вставить стержень в отверстие бусины, пуговицы.

Намотать нитку на катушку.

Перелить воду из одного сосуда в другой.

Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать мишень или использовать игру “Дартс”).

Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического конструктора.

Сложить мелкие детали в узкий цилиндр.

Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6) иголкой, булавкой.

Стереть ластиком предварительно нарисованный рисунок.

Продеть нитку в иголку.

Стряхнуть с себя соринки, пыль.

Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки.

Достать бусинку ложкой из стакана.

Позвонить в колокольчик.

Выпить воду из стакана.

Закрыть/открыть застёжку-молнию.

В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12-16. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.

Мамы и папы! Не расстраивайтесь, если ваш малыш не такой, как все. Задумайтесь о том, что именно своей неповторимой индивидуальностью он обогащает окружающий нас мир!

 

Учитель – дефектолог:    Цурганова Т.А.

Консультация для учителей начальных классов

Упражнения,

используемые на уроках чтения  и  развития речи

 

                В коррекционной работе  практического дефектолога часто встречается дисграфия  (нарушение письма), при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки, а именно:

смешение и замены согласных оппозиционных букв,

искажения звуко-слоговой структуры,

нарушения слитности написания отдельных слов в предложении,

аграмматизм.

                Несформированность лексико-грамматического строя речи проявляется в неумении грамотно составлять предложения.    Аграмматизмы на письме отмечаются  в словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте (не дописываются окончания, неправильное управление и пр.)

    Нарушение письма  часто обусловлено  различными нарушениями  устной речи. Поэтому очень важно создать систему таких техник и упражнений, которые помогут эффективно и грамотно   обеспечить достижение конечного результата,  т.е. научить ребенка грамотному письму при усвоении грамматики родного языка.

                Предлагаемые упражнения,  помогут выработать у детей практический навык использования слов, относящихся к различным частям речи. Упражнения носят характер наблюдения, сравнения, дети учатся осмыслять изучаемые конструкции и вводить их в собственную речь.

 « Слова – помощники»

Задание 1: На доске записаны слова, которые « склеились» между собой. Помогите им

«освободиться»- проведите вертикальные линии между словами.

                РЕКАДЕРЕВОСТОЛДОЖДЬКОРЗИНАКОРАБЛЬЁЖИККНИГАСОЛНЦЕ.

Задание 2: Вот девять слов (зачитывает слова): река, дерево, стол, дождь, корзина, корабль, ёжик, книга, солнце. Давайте свяжем эти слова в рассказ, представим, что мы с вами в стране «Вообразилии». Придумаем историю, которая случилась с этими словами (составление рассказа).

« Волшебное дерево ».

На доске нарисовано сказочное дерево, к его веткам приклеплены плоские картонные сказочные плоды, на обратной стороне  которых написаны слова с пропущенной безударной гласной. Ученик, сорвав такой плод, читает пропущенную букву. Все слова записываются на доске. Для того, чтобы запомнить данные слова, предлагается побывать в стране «Вообразили» и придумать историю. Слова: солнце, поляна, полевые цветы, птицы,  дети, ёжик, увидели, щебетали, играли, лето.

( составление рассказа).

 «Деформированный текст».Детям предлагается составить предложения из слов:

  Орехи, в, белка, прячет, дупло.

  По, Зайка, лесу, прыгает.

  На, ребята, пошли, прогулку.

Эти упражнения направлены на активизацию словаря, развитие  творческих способностей учащихся, на формирование умения действовать по правилу, развивают оперативную память, способствуют развитию звуко-буквенного анализа и синтеза.

                                                                                                      Учитель – дефектолог:     Цурганова  Т.А.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.