Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Дата: 11 мая в 08:36, Обновлено 11 мая в 08:46
Автор: Шилина О. Ф.

Синд


Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это нейробиологическое (связанное с нарушениями в работе некоторых структур и систем головного мозга) состояние, характеризующееся неадекватными для этого возраста

  • уровнями внимательности;
  • гиперактивности (чрезмерной активности);
  • импульсивности (несдержанности).

Специалисты признают 3 типа СДВГ:

  1. Существует тип с преобладанием гиперактивности/импульсивности (при этом признаки невнимательности незначительны);
  2. Тип с преобладанием дефицита внимания (признаки гиперактивности/импульсивности незначительны);
  3. Смешанный тип (при котором проявляются и симптомы дефицита внимания и гиперактивности/импульсивности).

Согласно этой классификации диагностическими критериями СДВГ являются особенности поведения, которые

  • появляются до 8 лет;
  • обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, в играх);
  • не обусловлены психотическими, тревожными, аффективными, диссоциативными расстройствами;
  • вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) нередко встречаются в практике логопедической работы. Как указывает Л.О. Бадалян, 4–10% детей школьного и дошкольного возраста страдают данным расстройством. Чаще его выявляют у мальчиков. Уже на первых занятиях дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивы.

Причины данного расстройства чаще всего проявляются при минимальных мозговых дисфункциях как следствие ранних локальных повреждений головного мозга. В отдельных случаях возможно наследственное (генетическое) происхождение СДВГ. Клинико-возрастные особенности данного синдрома могут проявляться уже с первых месяцев жизни в виде нарушений сна, беспричинного плача, отказа от груди, склонности к жидкому стулу вследствие повышенной возбудимости кишечной стенки. С каждым годом признаки СДВГ у ребенка становятся все заметнее.

По данным О.В. Халецкой и В.М. Трошина, полная картина синдрома разворачивается к 7–12 годам. Практика показывает, что родители не всегда осознают глубину проблемы, особенно в дошкольном возрасте, считая, что ребенок «просто маленький, вот в школу пойдет, тогда...». Но в школьном возрасте проблемы лишь усугубляются. Вследствие плохой концентрации внимания, повышенной отвлекаемости, слабой самоорганизации дети начинают испытывать трудности в процессе обучения, даже имея неплохие способности. Они составляют группу риска по дислексии и дисграфии, т.е. в школьном возрасте у них могут проявиться специфические стойкие затруднения при обучении их чтению и письму.

Выделяют следующие проявления гиперактивности у детей.

  1. Не может сидеть спокойно, беспокойные движения рук.
  2. Всё время находится в движении, как заведённый.
  3. Не усидчив, не может высидеть положенное время.
  4. Слишком много бегает, ползает, залезает куда не положено.
  5. Не может играть в спокойные игры.
  6. Выкрикивает ответы до того, как целиком услышит вопрос.
  7. Избыточно общителен, болтлив.
  8. Перебивает, вмешивается в разговоры, в игры.
  9. С трудом стоит в очереди или дожидается своей очереди в игре.
  10. Невнимательным детям тяжело сосредоточится на чём-то одном, задание может их утомлять уже через несколько минут после его начала.
  11. Если они заняты чем-то действительно им нравящимся, у них нет проблем с концентрацией внимания. Но специально, сознательно сосредоточить внимание на организации и выполнении задания, на изучении чего-то нового – это им тяжело.
  12. Выполнение домашнего задания особенно трудно для этих детей. Они забывают записать его или оставляют его в школе. Забывают принести учебник или приносят не тот. Если всё-таки домашняя работа выполнена, она полна ошибок и помарок. Домашняя работа часто вызывает отчаяние и у ребёнка, и у родителей.

Признаки нарушения внимания у детей.

  1. Не может сосредоточить внимание на деталях, делают ошибки из-за своей беспечности в школе и дома.
  2. Не может удерживать внимание в течение достаточно длительного времени, даже когда играет или чем-то увлечён.
  3. Создаётся впечатление, что не слушает, когда с ним разговаривают.
  4. Не может довести выполнение задания до конца (в школе и дома) даже если понимает необходимость этого.
  5. Не может самостоятельно организовать свою работу.
  6. Старается избегать заданий связанных с длительной умственной работой.
  7. Забывают или теряют такие вещи, как маленькие игрушки, карандаши, книжки, инструменты, необходимые для выполнений заданий.
  8. Часто мечутся от одного незаконченного дела к другому, отвлекается от начатого занятия.
  9. Забывают выполнять регулярные требования.

Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми.

Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и отличаются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.

Коррекция СДВГ должна включать комплекс методик, т.е. быть «мультимодальной». Основными направлениями являются: психолого-педагогическая коррекция, семейная психотерапия, поведенческая терапия, релаксационные методики.

Коррекционная работа с гиперактивным ребенком на логопедических занятиях должна быть направлена на решение следующей задачи:

Адаптировать двигательную активность детей, как вспомогательную основу к решению задач коррекции речи и внимания на занятиях.

Правила работы с детьми, имеющими СДВГ

  1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  2. Уменьшить рабочую нагрузку на ребенка.
  3. Делить работу на короткие, но частые периоды. Использовать физкультминутки.
  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
  12. Предоставить ребёнку свободу выбора.
  13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

Технологии коррекции СДВГ на занятиях по логопедии

  1. Обучение приёмам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.
  2. Обучение самомассажу.
  3. Игры для развития быстроты реакции, координации движений.
  4. Игры для развития тактильного взаимодействия.
  5. Пальчиковые игры.
  6. Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.

Ребенок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу педагога. Предъявление дисциплинарных требований по отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребенок меньше находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную разрядку. Однако движения не должны стать дезорганизующим фактором. Их осмысленный характер служит целям коррекционно-развивающего обучения – совершенствованию мелкой моторики, обучению выделять слова в предложении, развитию слуховой и двигательной памяти и т.д. Возможность расходования избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными.

Повсеместно в педагогической практике используются физкультминутки, но для ребенка с СДВГ их явно недостаточно. На своих занятиях я даю задания, где нужно не только говорить, но и действовать. Например, работая над звукопроизношением, можно использовать упражнения на автоматизацию с двигательными заданиями.

Варианты заданий при работе над звукопроизношением на этапе отработки изолированных звуков:

  • расправив руки-«крылья», «летать на самолете» по комнате – р-р-р;
  • «ездить» на маленькой игрушечной машине по ломанным, спиралевидным или извилистым дорожкам разной длины, нарисованным на листе бумаги, имитируя звук мотора: р-р-р.

Варианты заданий при автоматизации звуков на уровне слога:

  • запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук, туловища: ша (руки вперед) – шо (руки вверх) – шу (руки опустить);
  • «игра на пианино» (используется картонный муляж клавиатуры). «Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь: су-сы-са-со. Можно предложить сделать «песенку» грустной или веселой, громкой или тихой.

Варианты заданий при автоматизации звуков в словах:

  • игры с перебрасыванием (перекатыванием) друг другу мяча («Скажи наоборот», «Сложи слово», «Вставь пропущенный звук», «Назови детеныша» и др.);
  • «Шаги»: сделать шаг вперед только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово и т.д.). При ошибочном ответе – шаг назад. Игра заканчивается, когда ребенок сможет дойти до заранее оговоренного предмета.

Варианты заданий при работе на уровне предложения:

  • «Живые слова»: каждый ребенок выполняет роль определенного слова, его задача – занять свое место в предложении;
  • «Скажи и покажи»: составить предложение по сюжетной картинке, а затем продемонстрировать его с помощью пантомимы («Сова летает по лесу.Соня пьет ананасовый сок.») Возможен вариант, когда сначала составляются все предложения, затем один из детей демонстрирует пантомиму, а другой угадывает ее содержание;
  • «Прошагай предложение» ребенок идет и произносит предложение, каждому шагу должно соответствовать одно слово.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.